1. Обувь-лотос: когда красота была важнее здоровья

В Китае маленькая ножка считалась символом женственности и утончённости. Ради этой «красоты» девочкам бинтовали стопы так туго, что они переставали расти и сгибались внутрь.
Этот чудовищный процесс начинался в возрасте 4–6 лет и длился он несколько лет. Стопы перевязывали лентами, пальцы подгибали, а боль считалась ценой за женственность. Если пальцы отсыхали — считалось даже удачей: ступня становилась ещё меньше.
Женщины потом всю жизнь носили миниатюрные «лотосы» — шёлковые туфельки, украшенные вышивкой и камнями. Ходить они почти не могли, но в обществе это считалось верхом утончённости. Практику официально запретили только в 1912 году, хотя в некоторых деревнях это продолжалось ещё десятилетиями.
Сегодня даже смотреть на эти туфли страшно — но они напоминают, до чего может довести культ красоты.
2. Платья с мышьяком: смертельно красиво

Викторианские дамы обожали глубокий бутылочно-зелёный цвет платьев. Но вот беда — для его создания использовали краску на основе мышьяка.
Красота, конечно, страшная сила: ткань могла вызывать тошноту, высыпания, ухудшение зрения, а иногда и смерть. Особенно страдали работницы, которые шили и красили эти платья — многие из них действительно умерли от отравления парами.
Дамы, правда, надевали такие наряды редко — только «в свет» — и потому выживали.
3. Гульфики: мужская гордость на показ

В XV–XVI веках мужчины решили, что внимание дам нужно завоёвывать не словами, а... фасоном брюк. На помощь пришёл гульфик — специальная накладка, которая подчёркивала достоинства владельца.
Его украшали вышивкой, драгоценностями, делали объёмным, а иногда даже металлическим — как броню. Со временем гульфики исчезли, но память о них осталась — как напоминание, что показное тщеславие не украшает никого.
4. Макарони: когда перо в шляпе считалось признаком интеллекта

В XVIII веке в Британии появились так называемые «макарони» — молодые аристократы, которые щеголяли в огромных париках, с миниатюрными шляпками и перьями на макушке.
Название пришло от итальянской пасты — «макарони» символизировала всё модное и утончённое.
Песня «Yankee Doodle» высмеивала этот стиль, мол, «воткнул перо в шляпу — и уже модник». Но сами «макарони» воспринимали это серьёзно: чем выше парик и ярче костюм, тем благороднее выглядишь. Сегодня бы их, наверное, назвали инфлюенсерами.
5. Краковы: обувь, которая мешала ходить

В конце XIV века по всей Европе мужчины с ума сходили по обуви с длинными носами — до 20 сантиметров! Эти туфли назывались «краковы» (по названию польского города).
Чем длиннее носок — тем выше твой статус. Чтобы не спотыкаться, носы привязывали цепочками к коленям. Ходить было сложно, зато как эффектно!
А священники называли их «пальцами дьявола».
6. Панье: когда юбка шире двери

Панье — это такая конструкция из китового уса, дерева или тростника, которая делала юбки широченными по бокам. Мода XVII–XVIII веков требовала, чтобы дама занимала максимум пространства.
У богатых дам панье были просто гигантские — иногда они не могли пройти в дверь или сесть рядом друг с другом. А служанкам доставались скромные варианты.
Журналы того времени писали с иронией: «Две женщины с панье не могут пройти в одну комнату, если только не вынут по половине юбки».
7. Юбки-хоббл: красота мелкими шагами

В начале XX века дизайнер Поль Пуаре решил освободить женщин от корсетов... но тут же сковал им ноги. Его «юбка-хоббл» (от английского hobble — ковылять) была настолько узкой, что в ней можно было только семенить.
Пуаре гордо говорил: «Я освободил грудь, но связал ноги». И ведь женщины это носили!
8. Кринолины: под юбкой — стальная клетка

Эта конструкция из стали и ткани превращала юбку в настоящий купол. В XIX веке кринолин был символом женственности, но, честно говоря, это была ходячая ловушка.
Во-первых, сидеть и двигаться в нём было трудно. Во-вторых, он мог загореться от камина. Известен случай, когда в Бостоне за два месяца 19 женщин погибли от таких пожаров.
Но всё равно — чем шире юбка, тем больше восхищённых взглядов. Страдание во имя эстетики — классика жанра.
9. Чопины: на каблуках выше неба

В Венеции XVI века женщины соревновались, у кого платформа выше. Чопины — это деревянные или пробковые туфли, обтянутые бархатом и украшенные камнями.
Иногда высота доходила до 50 сантиметров. Да-да, полметра! Без помощника встать или пройтись в них было невозможно.
Но именно это и было признаком знатности: если ты не можешь ходить сама — значит, у тебя есть прислуга, которая поможет. Звучит безумно, но по тем временам вполне логично.
10. Плоская грудь — тренд 1920-х

После пышных викторианских форм мода 1920-х принесла культ мальчишеской фигуры. Женщины начали прятать грудь, чтобы платье в стиле флэппер висело ровно.
Появились специальные приспособления — утягивающие корсеты и даже «плоские» бюстгальтеры из резины. Производители рекламировали их как «научно разработанные» — без косточек, без шнуровки, зато с гарантией гладкости.
Так что да, эпоха феминности прошла через этап полного отрицания форм. К счастью, недолго.
Тут вас ждут 8 совершенно безумных способов, которыми люди пытались повлиять на пол будущего ребёнка.
