Церемония вручения «Оскара» считается наиболее престижной кинопремией из всех существующих, а получение статуэтки — высшим досягаемым пределом в мире кино. Награда, задуманная главой американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» Луисом Бартом Майером в 1929 году для поощрения деятелей кино, внёсших значительный вклад в кинематограф США и его развитие, является одной из старейших регулярных и ныне действующих кинопремий в мире. К сожалению не все достойные фильмы получают эту награду, и мы хотели бы подлиться с вами знаковыми фильмами, не удостоившимися этой премии, которые вам стоит посмотреть.
«Ла-Ла Ленд»
Миа — юная старлетка, в перерывах между прослушиваниями подающая кофе кинозвёздам. Себастьян — талантливый пианист, вынужденный подрабатывать в барах, наигрывая незамысловатые мелодии. Она мечтает о блестящей карьере актрисы, он — о собственном джаз-клубе.
Однажды Миа и Себастьян встречаются, и между ними возникает симпатия, постепенно перерастающая в большое чувство. Успех не заставляет себя ждать, и теперь паре предстоит принять непростое решение: сохранить отношения или целиком посвятить себя работе, о которой они так долго мечтали.
«Выживший»
Медведь наносит серьёзные травмы охотнику Хью Глассу, поэтому его товарищи решают разделиться. Часть людей должна остаться с Хью и дождаться его смерти, чтобы устроить достойные похороны, а другая часть — отправиться дальше. Однако члены отряда, сопровождающие Хью, предают его и бросают умирать в одиночестве, чтобы спастись самим. Движимый жаждой мести, Хью решает отыскать изменщиков, чтобы сполна отплатить им за все испытания, на которые они его обрекли.
«Отель "Гранд Будапешт"»
Ироничная комедийная драма о приключениях двух гостиничных служащих — импозантного консьержа Густава и его молодого протеже Зеро Мустафы. Сотрудники отеля «Гранд Будапешт» оказываются втянуты в невероятную передрягу, связанную с похищением картины эпохи Возрождения и огромным наследством одной из постоялиц. Чтобы выпутаться из этой аферы, они придумывают очень элегантный и продуманный план.
«Далласский клуб покупателей»
Врачи ставят Рону Вудруфу страшный диагноз — СПИД и предупреждают, что жить ему осталось не больше месяца. Не желая мириться с таким положением дел, Рон решает бороться за свою жизнь. Постепенно он узнаёт, что разрешённых препаратов для борьбы с этой болезнью на территории США нет, а достать их можно только контрабандой. Чтобы помочь другим людям, заражённым СПИДом, Рон решает наладить нелегальные поставки лекарств из других стран.
«Джанго освобождённый»
Бывалый охотник за головами Кинг Шульц задумывает провернуть хитрое дело, с которым в одиночку ему не справиться. Поэтому он подыскивает себе помощника — беглого раба Джанго, с которым заключает сделку в обмен на свободу и взаимовыгодное сотрудничество.
Шульцу необходимо выйти на след кровожадных преступников братьев Бриттл, а у Джанго другие намерения — он планирует отыскать свою жену Брунхильду, с которой его разлучили при продаже на аукционе, а потом жестоко отомстить обидчикам.
«Прислуга»
В 60-е годы двадцатого века в небольшом американском городке проблема расового неравенства достигает своего пика. Беспринципное и пренебрежительное отношение белых богатых хозяев к чернокожей прислуге становится нормой.
Скитер, одна из главных героинь фильма, как раз в это время заканчивает университет и возвращается домой. Она мечтает стать писательницей и навсегда уехать из этого сонного городка. Видя, как нелегко приходится горничным, девушка решается написать книгу об их жизни, чтобы обратить внимание общественности на острую проблему и добиться справедливости.
«Начало»
Промышленный шпион Доминик Кобб знаменит тем, что крадёт корпоративные тайны, используя технологию совместных сновидений. Чтобы исправить ошибки прошлого и вернуться к своим детям, он соглашается на почти невыполнимую работу. На этот раз ему предстоит не украсть очередную идею, а наоборот, внедрить её в подсознание жертвы.
«Аватар»
Земля находится на грани гибели — запасы природных ресурсов подходят к концу. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, люди разыскивают альтернативные источники энергии на соседних планетах. Пандора — одна из них. Там много запасов анобтаниума — минерала, который так нужен землянам. Вот только из-за его добычи и истребления землянами местных жителей отношения между ними сильно портятся.
«Чтец»
По дороге из школы Михаэль внезапно заболевает. Ханна Шмиц, кондуктор трамвая, предлагает свою помощь и провожает мальчика до дома. Выздоровев, Михаэль решается отблагодарить свою спасительницу. Его отчего-то нестерпимо тянет к этой взрослой женщине.
Постепенно между ними завязывается тайный роман. Любовники проводят вместе всё свободное время, но однажды Ханна без предупреждения исчезает. И только через несколько лет Михаэль узнаёт настоящую причину этого скоропостижного бегства, встретив Ханну в зале суда.
«Нефть»
Дэниэл Плэйнвью в одиночку промышляет добычей золота и серебра. Как-то раз, в поисках очередных богатств, Плэйнвью падает в глубокую шахту и случайно натыкается на месторождение нефти. Несмотря на травмы, полученные при падении, мужчина по-настоящему счастлив — он уверен, что теперь точно сумеет разбогатеть. Именно с этого момента и начинается история нефтедобывающей компании предпринимателя Плэйнвью, который пойдёт на любые жертвы, лишь бы бизнес шёл в гору.
«Психо»
Парадоксальная ситуация: один из самых влиятельных постановщиков Голливуда ни разу не выигрывал «Оскар» в категории «Лучший режиссер». Киноакадемия вообще нередко и несправедливо обходила вниманием его знаковые работы. Вы можете найти «Психо», «Головокружение», «Тень сомнения» и «Птицы» в списках любимых картин Федерико Феллини, Мартина Скорсезе, Эдгара Райта и Гильермо дель Торо, но все эти фильмы хоть и получали номинации, однако так и остались без золотых статуэток.
«Таксист»
Скорсезе тоже не понаслышке знает, что значит быть обделенным на «Оскаре». «Таксист» принес номинации Роберту Де Ниро, Джоди Фостер и композитору Бернарду Херрманну, но места самому постановщику в пятерке претендентов на звание лучшего режиссера не нашлось. В борьбе за главный «Оскар» картина также уступила, но не политическому триллеру «Вся президентская рать», как это можно было предполагать, а боксерской драме «Рокки» с Сильвестром Сталлоне. Свой первый персональный «Оскар» Мартину Скорсезепришлось ждать еще 30 лет. Заветную статуэтку принесла драма «Отступники».
«Однажды в Америке»
Последний фильм легендарного итальянского постановщика Серджио Леоне постигла печальная судьба в американском прокате. Несмотря на протесты режиссера, студия сократила хронометраж гангстерской саги с 229 минут до 139, испугавшись, что столь большая продолжительность отпугнет зрителей. Эффект получился обратным: картина собрала в прокате США всего лишь 5 млн и была довольно быстро снята с показов, а критики проехались по ней из-за возникших дыр в сюжете. В итоге «Однажды в Америке» не получил ни одной номинации. Что же касается саундтрека Эннио Морриконе с бессмертной главной темой, то она была дисквалифицирована из оскаровской гонки, причем снова по вине продюсеров. Удивительно, но у самого композитора имеется лишь почетный «Оскар».
«Побег из Шоушенка»
Самое наглядное доказательство того, что мнение зрителей и киноакадемиков совпадает далеко не всегда. В топ-250 на КиноПоиске эта экранизация повести Стивена Кинга уже давно занимает первое место, а вот на «Оскаре» ей не досталось ни одной награды. Впрочем, 1994-й получился невероятно сильным годом для кино, и конкуренты у «Побега из Шоушенка» были соответствующие: «Криминальное чтиво», «Телевикторина», «Четыре свадьбы и одни похороны» и взявший в итоге главный приз «Форрест Гамп». «Зеленая миля», кстати, спустя 5 лет также останется без единой победы.
«Леон»
Еще один фильм из первой десятки лучших фильмов по мнению пользователей КиноПоиска, который остался без наград на «Оскаре» в 1995-м. В отличие от «Побега из Шоушенка», криминальная драма Люка Бессона и вовсе не получила ни одной номинации, хотя не только сама картина вполне могла претендовать на главную статуэтку, но и Натали Портман с Гари Олдманом — на актерские. Британский актер, кстати, до сих пор так и не получил первый «Оскар» в своей карьере, но мы и без этого прекрасно знаем, на что он способен.
«Американская история X»
Одна из главных загадок «Оскара»: как Роберто Бениньи удалось взять награду за лучшую мужскую роль в сентиментальной трагикомедии «Жизнь прекрасна» (замечательную роль в замечательной трагикомедии, но все же), когда вместе с ним на золотую статуэтку претендовали мощнейший Эдвард Нортон и блеснувший в «Спасти рядового Райана» Том Хэнкс, а Джефф Бриджес со своим Чуваком из «Лебовски» и вовсе остался за бортом. Номинация Нортона была единственной для картины Тони Кэя, и поражение в ней ознаменовало провал оскаровской кампании. Почему победу в категории «Лучший фильм» одержал «Влюбленный Шекспир», а не военная драма Спилберга, — это еще одна большая загадка.
«Город Бога»
Удивительная история: суровая драма Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд о жизни (а вернее, о выживании) в бразильских фавелах в 2003-м осталась за бортом церемонии и не получила номинацию в категории «Лучший фильм на иностранном языке». А спустя год претендовала уже на четыре награды в категориях «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший монтаж звука» и «Лучшая работа оператора». Как так получилось? После первого провала на «Оскаре» картину подхватил Харви Вайнштейн и выпустил ее на 150 экранах в США. Критики и зрители наконец добрались до фильма и остались в восторге, а киноакадемия дала фильму четыре номинации, но уже в основных категориях. Впрочем, ни в одной из них победить не удалось.