1. Зелёный мышьяк Шееле

Что это было:
В 1775 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле открыл способ получения невероятно яркого зелёного пигмента. Новый цвет выглядел свежо, дорого и эффектно — и очень быстро стал настоящим хитом своего времени. Его использовали буквально везде: в живописи, для окрашивания тканей, обоев, игрушек, аксессуаров, искусственных цветов и даже детской одежды.
Викторианская Европа была без ума от этого оттенка. Зелёные платья, шторы и стены считались признаком хорошего вкуса и современности. Люди окружали себя этим цветом, не подозревая, что он буквально отравляет воздух в их домах.
Почему это было опасно:
Основой пигмента был мышьяк — один из самых токсичных элементов. При соприкосновении с кожей или при вдыхании испарений начиналось медленное отравление. У людей появлялись головные боли, тошнота, кожные высыпания, язвы и сильные колики. Со временем разрушались внутренние органы.
Известны жуткие описания случаев, когда у пострадавших зеленели ногти и белки глаз, а изо рта и носа шла пена с зеленоватым оттенком. Особенно страдали женщины, работавшие с декоративными элементами и тканями — они буквально умирали от модного цвета, украшая наряды для знати.
2. Светящиеся в темноте волосы и макияж с радием

Что это было:
В начале XX века человечество было очаровано радием. Его считали символом прогресса, науки и «жизненной энергии». Радий добавляли в часы, посуду, воду, лекарства — и, конечно, в косметику. Кремы, пудры, помады и даже средства для волос обещали «сияние молодости» и здоровый блеск кожи.
Некоторые продукты действительно слегка светились в темноте, что воспринималось как эффектное доказательство их «чудодейственности». Косметика с радием активно продавалась в США и Европе вплоть до 1930–40-х годов.
Почему это было опасно:
Радий — радиоактивный элемент. Он накапливается в организме, разрушая ткани изнутри. Женщины, пользовавшиеся такой косметикой, сталкивались с выпадением зубов, разрушением костей челюсти, анемией, бесплодием и онкологическими заболеваниями.
Особенно трагичными были случаи, когда радий попадал внутрь — через губную помаду или кремы для лица. Внутренние органы начинали буквально разлагаться, а смерть могла наступить спустя годы после прекращения использования косметики.
3. Глазные капли из белладонны

Что это было:
В эпоху Возрождения в Италии и других странах Европы широко использовали экстракт белладонны — ядовитого растения. Капли закапывали в глаза, чтобы расширить зрачки. Большие тёмные зрачки считались признаком красоты, чувственности и утончённости — так называемый эффект «оленьего взгляда».
Мода быстро распространилась среди знатных дам, несмотря на побочные эффекты.
Почему это было опасно:
Белладонна чрезвычайно токсична. Даже небольшие дозы вызывали ухудшение зрения, сухость глаз, учащённое сердцебиение и головокружение. При регулярном использовании женщины теряли зрение, страдали от психических расстройств, судорог и сердечной недостаточности.
Растение подавляло жизненно важные функции организма — дыхание, потоотделение и работу сердца. Несмотря на это, белладонна до сих пор применяется в медицине, но в строго контролируемых микродозах.
4. Фетровые шляпы и ртуть

Что это было:
С XVII века производство фетровых шляп стало крайне популярным в Европе. Чтобы сделать мех мягким и податливым, шляпники начали обрабатывать его ртутью. Метод оказался эффективным и быстро стал стандартом в ремесле.
Шляпы были символом статуса, а спрос на них только рос.
Почему это было опасно:
При нагревании ртуть испарялась, и рабочие годами вдыхали её пары. Это приводило к поражению нервной системы, дрожи рук, головным болям и резким изменениям поведения. Так появилось выражение «безумный шляпник».
Люди становились раздражительными, тревожными, теряли контроль над эмоциями и постепенно сходили с ума. Запрет на использование ртути в шляпном деле ввели лишь в XX веке.
5. Венецианская церуза

Что это было:
Венецианская церуза, которую поэтично называли «духами Сатурна», на деле была опасной смесью воды, уксуса и белого свинца. Этим составом густо покрывали лицо, добиваясь модной в те времена мертвенно-бледной кожи. Подобные средства использовали еще в Древнем Египте, Греции и Риме, но настоящую популярность церуза получила в Европе — особенно среди аристократии. Королева Елизавета I сделала такой грим настоящим трендом, и с XVI по XIX век он считался признаком статуса и богатства: бледность говорила о том, что человек не работает под солнцем.
Почему это было опасно:
Свинец медленно, но верно отравлял организм. Регулярное использование церузы вызывало боли в животе, тошноту, выпадение волос, анемию, головные боли и скачки давления. В тяжелых случаях все заканчивалось параличом, бесплодием, судорогами, поражением внутренних органов и смертью. Кожа под слоем грима покрывалась волдырями, трескалась, кровоточила и оставляла рубцы. Самое страшное — многие пытались скрыть повреждения, нанося еще больше церузы, тем самым ускоряя разрушение собственного лица.
6. Бинтование ног

Что это было:
Бинтование ног, или так называемые «лотосовые стопы», практиковалось в Китае с VIII века. Девочкам ломали пальцы ног, подворачивали их под стопу и туго бинтовали, заставляя кости срастаться в неестественном положении. В результате ступня навсегда деформировалась. Считалось, что такие ноги делают женщину более привлекательной и «утонченной». Маленькие, неуверенные шаги воспринимались как эталон женственности. По сути, женщин намеренно делали зависимыми и физически беспомощными. В некоторых сельских районах эта практика, к сожалению, существует до сих пор.
Почему это было опасно:
Даже если стопы заживали, женщины всю жизнь страдали от боли и почти не могли ходить. Часто из-за нарушенного кровообращения пальцы начинали чернеть, гнить и со временем просто отваливались. Это открывало путь гангрене, которая могла уничтожить всю стопу. Инфекция легко попадала в кровь, и многие женщины умирали от сепсиса — последствий открытых, незаживающих ран.
7. Подводка для глаз kohl

Что это было:
Кайал (или кохль) — традиционная подводка для глаз, которую с древности использовали в Африке, на Ближнем Востоке, в Индии и Пакистане. В Древнем Египте верили, что она защищает глаза от солнца, песка и болезней. Черная подводка была популярна и в Греции, а в некоторых культурах ее наносили даже младенцам. Несмотря на известные риски, кайал до сих пор используется в ряде регионов.
Почему это опасно:
Главная проблема — содержание свинца, который использовался как пигмент. Кроме того, такие средства часто были рассадником бактерий. Глаза — один из самых уязвимых путей проникновения токсинов в организм, поэтому риск отравления был крайне высоким. Последствия включали анемию, поражение почек, бесплодие, неврологические расстройства, судороги, кому и даже смерть. В более «легких» случаях дело заканчивалось раздражением, инфекциями и потерей зрения.
8. Корсет

Что это было:
Корсет — предмет нижнего белья, предназначенный для утягивания талии и приподнимания груди. Его история уходит в конец XIV века, и на протяжении столетий корсеты носили женщины по всей Европе. Со временем они перестали быть атрибутом исключительно знати и стали символом женской красоты независимо от социального статуса. Пик популярности — и опасности — пришелся на конец XIX века, особенно в Западной Европе.
Почему это было опасно:
Корсеты затягивали до предела. Женщины не могли нормально дышать, есть и двигаться. Постоянное давление деформировало тело, смещало органы, ломало ребра и повреждало позвоночник. Известны случаи разрывов внутренних органов и коллапса легких. Обмороки были обычным делом, а падения нередко заканчивались травмами или смертью. Если женщина начинала задыхаться, быстро снять корсет было почти невозможно — сложная система шнуровки превращала помощь в гонку со временем.
9. Чопины

Что это было:
Чопины — экстравагантные женские туфли, появившиеся в Венеции в начале XVI века. Их главная особенность — огромная платформа из дерева или пробки, которая могла достигать полуметра в высоту. Изначально такая обувь защищала ноги от грязи и неровных улиц, но со временем превратилась в символ статуса: чем выше чопины, тем знатнее и богаче их владелица. Туфли щедро украшали шелком, вышивкой и золотом, превращая их в настоящий модный манифест.
Почему это было опасно:
Ходить в чопинах без посторонней помощи было почти невозможно. Женщины передвигались, опираясь на слуг, трости или руки сопровождающих. Любая неловкость заканчивалась падением, а падения — переломами. Лодыжки и ноги ломались особенно часто. В эпоху без рентгена, антибиотиков и нормальной медицины даже «обычный» перелом мог привести к заражению крови и мучительной смерти.
10. Съёмный эдвардианский воротник

Что это было:
Съёмные воротники стали модным хитом XIX века, в первую очередь среди мужчин. Их можно было пристегнуть к одной и той же рубашке, меняя образ и экономя на стирке. Такие воротники носили представители всех сословий, а иногда и женщины. Считается, что мода на них зародилась в Нью-Йорке и быстро распространилась по миру.
Почему это было опасно:
В стремлении к идеально жёсткому воротнику мужчины сначала использовали крахмал, а затем перешли на целлулоид — ранний вид пластика. Проблема в том, что такие воротники не сгибались вообще. Их затягивали настолько плотно, что они пережимали шею, нарушали кровообращение и мешали дыханию. За это их прозвали «убийцами отцов». В тяжёлых случаях воротник перекрывал приток кислорода к мозгу: мужчины теряли сознание и умирали от удушья или разрыва сосудов.
11. Кринолин

Что это было:
Кринолин — это объёмный каркас из металлических или тростниковых обручей, который надевали под платье, чтобы подчеркнуть фигуру и визуально уменьшить талию. Впервые он появился в Париже в 1856 году и быстро стал модным по всей Европе и Америке. Диаметр кринолина мог доходить до нескольких метров, превращая женщину в буквально «передвижную конструкцию». К 1870-м годам мода на кринолины пошла на спад, но их до сих пор используют в торжественных нарядах.
Почему это было опасно:
В кринолине было сложно делать даже самые простые вещи — проходить в двери, садиться в экипажи или подниматься по лестнице. Юбки застревали в механизмах карет, попадали под колёса или цеплялись за предметы. Отдельную опасность представлял огонь: достаточно было подойти слишком близко к свече или камину. По разным оценкам, в Англии более 3000 женщин погибли, сгорев заживо из-за загоревшихся кринолинов. Металлический каркас превращался в раскалённую ловушку, выбраться из которой удавалось далеко не всем.
12. Фонтанж

Что это было:
Фонтанж — высокая причёска и головной убор, закреплённый на макушке и затылке при помощи проволочного каркаса. Волосы укладывались вверх и украшались лентами, кружевами и оборками. Высота конструкции могла достигать нескольких футов. Фонтанж был невероятно популярен в Европе в конце XVII — начале XVIII века, особенно после того, как его начали носить знатные особы и монархи, включая королеву Марию II.
Почему это было опасно:
Чтобы причёска держалась неделями, женщины использовали яичные белки, муку и крахмал. Мыть голову при этом было практически невозможно. В результате в волосах заводились вши, насекомые, клещи и даже мыши. Некоторые фонтанжи были настолько высокими, что легко доставали до люстр и свечей, из-за чего причёски загорались. Доходило до абсурда: в те времена всерьёз обсуждали идею специально деформировать головы младенцев, чтобы в будущем им было удобнее носить такие конструкции.
13. Напудренный парик

Что это было:
В Европе XVII века выпадение волос было массовой проблемой — во многом из-за сифилиса, который тогда распространялся с пугающей скоростью. При этом густая шевелюра считалась признаком благородства и хорошего воспитания. Когда французский король Людовик XIV начал лысеть, он решил проблему радикально: приказал изготовить для себя роскошные парики. Его примеру быстро последовал английский король Карл II. Так парики превратились в модный must-have сначала для знати, а затем и для зажиточных горожан. Тренд продержался почти до конца XVIII века.
Почему это было опасно:
Парики были настоящими рассадниками грязи. Мыть их было сложно и дорого, поэтому внутри заводились вши, блохи и другие паразиты. Для ухода за волосами использовали животные жиры, которые со временем начинали отвратительно пахнуть. Чтобы парик оставался белоснежным, его обильно посыпали ароматизированной мукой или крахмалом. Вдыхание этой пудры нередко вызывало проблемы с дыханием, кашель и хроническое раздражение лёгких.
14. Тюдоровский воротник

Что это было:
Тюдоровский воротник-жабо был одним из самых узнаваемых элементов моды XVI–XVII веков. Его носили в Западной, Центральной и Северной Европе, а также в Испанской Америке. Особенно популярен он был среди знати и считался символом статуса и утончённости. Воротники делали съёмными, чтобы сочетать с разной одеждой, и их носили как мужчины, так и женщины. Королева Елизавета I настолько любила жабо, что именно с ним чаще всего ассоциируют её образ.
Почему это было опасно:
Чтобы воротник держал форму, его делали предельно жёстким — внутрь вшивали проволоку и сильно затягивали конструкцию вокруг шеи. В результате ограничивались движения головы, нарушалось дыхание и даже ухудшалось зрение. Люди буквально не могли нормально повернуть голову и видеть, что происходит вокруг, из-за чего спотыкались, падали и застревали в тесных пространствах.
15. Краковские туфли (пулены)

Что это было:
Краковские туфли, или пулены, — это обувь с экстремально длинным острым носом, появившаяся в Польше в XIV–XV веках. Их носили состоятельные мужчины как символ богатства и высокого положения. В самых радикальных вариантах длина носка превышала длину стопы почти на 13 сантиметров. Чтобы хоть как-то ходить, носки иногда крепили к коленям тонкими цепочками. Название обуви происходит от польского поселения Краков.
Почему это было опасно:
Постоянное ношение такой обуви буквально калечило ноги. Кости стопы смещались, пальцы сжимались, появлялась сильная боль и стойкие деформации. Археологические находки подтверждают: у людей того времени часто наблюдались искривления больших пальцев и тяжёлые вальгусные деформации. Красиво — да. Полезно — совсем наоборот.
Здесь вас ждут 10 диких практик средневековых цирюльников, в корне отличающих их от сегодняшних парикмахеров.
