Если вы ни разу не ездили на поезде, то наверняка слышали много мифов об этом способе передвижения. Обычно те, кому приходилось ехать в плацкартном вагоне жалуются на то, что соседи по купе устраивают посиделки с большим количеством алкоголя, а потом не дают спать тем, кто от этого действа отказывается. Также все вспомнят старую добрую курицу в фольге, варёные яйца и зелёный лук от одного запах которых начинает тошнить спустя 5 минут, а ещё там смертная скука и есть риск свалиться со второй полки. Сегодня мы хотим развеять эти и несколько других мифов о поездках на поездах.
Миф 1. Если вы опоздали на поезд, вернуть билет и получить назад деньги нельзя
Неверно. После отправления поезда вы можете получить назад часть денег. Цена проездного документа РЖД складывается из двух частей: стоимость билета (плата за пользование железной дорогой) и стоимость плацкарты (плата за пользование услугами поезда). Если на свой поезд вы опоздали, плацкарту вам не вернут, а вот стоимость билета получить назад можно. Правда, еще удержат 192 руб. 10 коп. — столько на октябрь 2017 года составляет сбор за оформление возврата билета.
Чтобы вернуть билет, нужно обратиться в кассу на вокзале не позднее чем через 12 часов после отправления поезда. В первые три часа достаточно просто показать билет и документ, удостоверяющий личность, а с четвертого и до истечения 12-го часа — еще и написать претензионное заявление (как это сделать, подскажет сотрудник в кассе).
Впрочем, есть шанс и у тех, кто превысил 12-часовой лимит, если причина уважительная. Если с момента отправления поезда прошло от 12 часов до 5 суток, к заявлению нужно будет приложить документ, доказывающий, что опоздание произошло не по вашей вине (справка от врача). Если такого документа нет, деньги вернуть не удастся. И если поезд ушел уже более пяти суток назад — тоже.
Миф 2. В поездах нет интернета или Wi-Fi
Не совсем так. В фирменных поездах Wi-Fi обычно заявлен. Но даже на самом загруженном железнодорожном маршруте Москва — Санкт-Петербург он работает не везде. В «Сапсане» бесплатный Wi-Fi включен в стоимость проезда для пассажиров первого и бизнес-класса. Скорость при этом меняется в зависимости от количества активных пользователей. В двухэтажных поездах Москва — Адлер и Москва — Казань также есть бесплатный Wi-Fi, но качество сигнала зависит от условий местности, которую проезжает поезд.
Поэтому, если в дороге вам нужен интернет, рекомендуем подстраховаться и узнать у своего мобильного оператора, какие варианты тарифов он может предложить. Учитывайте только, что и связь в пути может быть не везде: перед поездкой посмотрите карту покрытия территории России сетями сотовых операторов.
Миф 3. Горячей водой из титана могут пользоваться только те, кто что-то купил у проводника
Неверно. Брать воду из титана может любой пассажир. Кстати, во многих поездах титаны — специальные водонагреватели — заменили на чайники.
Титан или чайник находится обычно напротив купе проводника. Титан выглядит как стальной бак с краном, и вода нагревается до «чайной» кондиции примерно через час после отправления. Учтите, что, если вода в титане холодная, ее все равно можно пить: она кипяченая и просто остыла. Титан устроен так, что проточная вода из него течь не может. А вот воду из крана в туалете пить не стоит, она техническая.
Миф 4. Если вы вышли на станции, а поезд уехал, нужно покупать новый билет
Неверно. Новый билет покупать не нужно — достаточно оформить остановку в пути у начальника станции, на которой вы оказались. Правда, вам придется оплатить стоимость плацкарты (обычно это 40–50% полной цены билета). После этого вы сможете сесть на следующий поезд, идущий в нужном направлении. Минус: вам не будет доступна возможность выбора места, посадят на свободное, и оно может быть вас ниже классом, чем в ушедшем поезде. Но есть и плюс: остановку можно оформить на срок до десяти дней — бюджетный вариант для тех любознательных путешественников, у кого много свободного времени и мало денег.
Важно. Отметку об остановке в пути на билете нужно проставить в течение трех часов с момента прибытия на станцию поезда, на котором вы приехали.
Миф 5. В поездах помыться не удастся
Не совсем так. В большинстве фирменных поездов есть душ — о том, есть ли он в вашем, лучше узнать у проводника. Данная услуга, например, доступна в поезде Москва — Адлер №101/102, а в поезде «Смена — А. Бетанкур», курсирующем между Москвой и Петербургом, душ есть во всех вагонах, кроме штабного. Опция платная, но недорогая. К примеру, в двухэтажных поездах между Москвой и Санкт-Петербургом принять душ будет стоить 150 рублей. На человека выделяют 16 л воды, так что поплескаться не удастся, но ополоснуться — вполне. Полотенце и тапочки не выдают, нужно брать свои.
Миф 6. В поездах берут только наличные
Не совсем так. Все зависит от состава — например, в современных «Сапсанах», «Ласточках» и фирменных поездах карты принимают почти везде. Терминал может оказаться даже у проводника с тележкой товаров. Проблема в том, что иногда терминалы не работают, потому что нет связи. Тогда оплата не проходит, сотрудник нервничает и просит заплатить по старинке. Так что берите с собой не только карту, но и наличные.
Миф 7. В поездах нет розеток, или есть только одна, в купе проводника
Неверно. Розеток в вагонах больше, чем кажется. В купейных вагонах они располагаются между третьим (места 9, 11, 10, 12) и четвертым (13, 14, 15, 16) купе, а также между седьмым (25, 26, 27, 28) и восьмым (29, 30, 31, 32). В плацкарте розетки есть около мест 5, 7, 8, 9, 29, 30, 31, 32, 41, 42, 59, 50, а в также в конце вагона рядом с туалетом и мусорным ящиком. В двухэтажных поездах две розетки есть в каждом в купе, четыре в коридоре (по две на этаж) и по одной розетке в трех туалетах. Впрочем, чтобы не зависеть от обстоятельств совсем, берите с собой пауэр-банк — его хватит на несколько зарядок ваших гаджетов.
Миф 8. Со второй полки легко упасть, поэтому лучше брать билет на нижнюю
Неверно. В современных вагонах на вторых полках существуют специальные поручни-ограничители, и упасть вы сможете, только если во сне их перепрыгнете. Если же на вашей полке такого поручня не оказалось, попросите у проводника ремень, чтобы пристегнуться. Они есть всегда, и выдают их бесплатно.
Миф 9. Электронный билет обязательно нужно распечатать
Не совсем так. По правилам РЖД проводнику в поезде достаточно предъявить электронный билет на экране мобильного телефона — при условии, что вы прошли электронную регистрацию. Сделать это можно на сайте РЖД, но чаще всего регистрация происходит автоматически при покупке билета: ищите рядом с ценой пометку «Электронная регистрация».
Но в ряде случаев распечатывать электронные билеты все же необходимо. Так, тот же сайт РЖД отдельно прописывает, что распечатку на листе А4 нужно предъявить для посадки на некоторые международные поезда (например, в Польшу, Литву, Латвию, Белоруссию).
Почему же распечатывать электронные билеты советуют на все поезда? Это простая перестраховка. В конце концов, телефон может разрядиться.
Миф 10. В поездах нет нормальной еды
Не совсем так. Во многих поездах сейчас выдают «Ваш рацион питания» — сухие пайки, которые помогут утолить голод. В зависимости от длительности поездки и класса обслуживания туда входит вода, сэндвич, йогурт, сок и печенье. В некоторых поездах, например в первом и бизнес-классе «Сапсана» или в некоторых фирменных поездах по России, в стоимость билета уже включено питание (этот момент лучше уточнить при покупке билета). На ужин могут предложить картошку с котлетами, а на завтрак, например, сырники.
Ну и, конечно, вы всегда сможете поесть в вагоне-ресторане. В поезде «Россия», следующем из Москвы во Владивосток, куриное филе с овощами обойдется в 590 руб., грибной суп — в 300 руб., а яичница с ветчиной и овощами — в 285 руб. В вагоне-бистро «Сапсана» свинина с картофелем стоит 500 руб., солянка — 280 руб., а блины с сыром и ветчиной — 270. В этот вагон, кстати, продают билеты (класс обслуживания 2Е). При стоимости около 4500 руб. и при покупке билета за 45 суток в цену включается питание и напитки из меню на сумму 2000 руб.