Научные теории были придуманы такими же людьми как мы с вами, которые также могут ошибаться и делать неверные выводы о тех или иных вещах. Из-за недостатка информации учёным приходилось верить в правильность своих мыслей и гипотез, которые нам, современным людям, сегодня кажутся самым настоящим бредом. Евгеника, френология, теория фокального сепсиса, телегония и многие другие научные теории являются разрушительными «машинами», которые нанесли большой вред всему человечеству.
Научный расизм
Куда же без него. Расизм был всегда и у многих. Даже у самых мудрых и уважаемых. «Певец Просвещения» Вольтер писал: «Как хороши берега Южного моря и как мерзостны их обитатели! Это просто звери… Когда глядишь на них, так и напрашивается вопрос, кто от кого произошел: они от обезьян или обезьяны от них? Наши мудрецы учат, что человек — подобие Божие! Хорошенькое, однако, подобие Предвечного: нос приплюснут, ума вовсе или почти никакого!»
Нужно же было в эпоху рабовладения как-то обосновывать свое отношение к «зверям». И обосновали. В середине XIX века французский писатель-романист Жозеф Гобино объявил арийцев высшей расой, созданной, чтобы повелевать остальными. Именно благодаря его идеям уже в XX веке погибнут десятки миллионов «недочеловек». Расовых теорий, впрочем, было много. Общее у них одно — желание доказать, что ты лучше другого. Только потому, что родился немцем, итальянцем или англичанином.
Сегодня все расовые теории признаны лженаучными и полностью опровергнуты.
Евгеника
Тоже стала орудием по выращиванию угодных и избавлению от неугодных. Не только национальностей, но и «чистокровных» арийцев, если те, не дай бог, оказывались инвалидами, имели физический или умственный недостаток или были склонны к гомосексуализму. Вопрос, как всегда, решался просто: в лучшем случае стерилизация, в худшем — расстрел. Чтобы поддержать «неестественный» отбор, нацисты даже создали специальную организацию «Лебенсборн» («Источник жизни»), учреждавшую по стране дома матери и ребенка. В них росли «цветы жизни», зачатые исключительно от арийцев, служащих СС, прошедших строгий расовый отбор.
Мало кто знает, но нечто похожее было и в… СССР. В 1920-е годы. Правда, в «стране самых счастливых рабочих» это называлось педология. Никто никого, впрочем, не стерилизовал и даже не расстреливал. Средством педологии было объединение передовых знаний в медицине, биологии, психологии и педагогике. Целью — воспитание ницшевского сверхчеловека. Супермена светлого будущего. Красного сына социализма. Дети для этих целей отбирались самые что ни на есть «качественные»: отпрыски членов партийной верхушки и самые способные — из простых смертных.
Дальше их ждал… детский дом, но не простой, а напичканный «продвинутыми» психологами и воспитателями. Как из многого, что делали большевики, из проекта ничего не вышло. Малыши отказывались быть идеальными и хотели к маме. В итоге в 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Программу свернули, но детские судьбы были искалечены навсегда.
Телегония
Или «эффект первого самца». Жертвы ее не так известны, но, пожалуй, более многочисленны. Даже в наши дни. Особенно концепция телегонии была популярна у креационистов, пытающихся обосновать, что женщина до брака должна непременно оставаться девственницей, не мужским комплексом неполноценности, а высокой наукой.
Суть проста. Спаривание с предыдущим, а особенно с первым сексуальным партнером влияет на наследственные признаки потомства самки (как у людей, так и у животных и растений). Так что если в чистой, как озеро Маккензи в Австралии, семье негров вдруг появляется розовощекий младенец — это не результат генной мутации под названием «альбинизм», а наказание за «грехи» матери. Если не нынешние, то прошлые. Стоит ли говорить, что с открытием генетики никакие из идей телегонии не подтвердились.
Теория фокального сепсиса
Поклонники этой гипотезы, получившей популярность в середине XIX века, верили, что многие заболевания вызваны токсинами, выброшенными в кровь из какого-нибудь воспалительного очага в организме. Прежде всего это касается умственной отсталости, артрита и онкологии. Лечение несложное — «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита».
Причем не только аппендикс, удаление которого в свое время было поставлено на поток у младенцев в США, чтобы не доводить до аппендицита во взрослом возрасте. Удаление привело к иммунодефициту и угрозе жизни детей: ученые давно выяснили, что аппендикс вовсе не так бесполезен для нашего организма, как думали раньше. Червеообразный отросток выполняет защитную функцию, помогающую восстановлению микрофлоры кишечника. Отсутствие его у маленьких детей может вызвать серьезные проблемы со здоровьем.
Это еще что. В начале прошлого века английский врач Уильям Хантер выдвинул идею, будто болезни — результат плохой гигиены полости рта, и лечение больного зуба не имеет смысла, все равно очаг инфекции не устранен. Поэтому в Европе и Америке при первом подозрении на кариес людям нещадно удаляли зубы, гланды и аденоиды. И несмотря на то, что в 1940 году теория фокального сепсиса была полностью опровергнута, советским детям еще долго вырезали гланды и аденоиды в целях «профилактики ангины», а потом… закармливали мороженым.
Френология
Еще одно «обоснование» для рабовладельцев. Основоположник френологии — австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль. Суть такая: строение мозга (а с ним и черепа) зависит от умственных и психических качеств человека. Если на черепушке есть выпуклость, значит, некое качество, за которое она отвечает, развито сильнее, если «впуклость» — слабее.
Каждый отдел мозга четко расписан. Зона висков, к примеру, отвечает за пристрастие к выпивке и желанию вкусно поесть, затылок — за дружбу и общительность, а за ушами почему-то расположилась зона любви к жизни. Подобные учения, только связанные с линиями руки (хирософия) или строением черт лица (физиогномика), популярны и сегодня, правда, вреда они принесли куда меньше. Несмотря на полнейшую лженаучность.
Френология же опять отправляет нас к проклятому научному расизму. Именно с ее помощью герой фильма «Джанго освобожденный» Кэлвин Кэнди объясняет, почему все негры по природе своей — рабы. К счастью, благодаря развитию нейрофизиологии в 1840-х годах увлечение френологией пошло на спад.
Гомеопатия
Лечить подобное подобным — принцип хоть и пропагандируемый самим Воландом, но в науке не признаваемый. Гомеопатический препарат — не что иное, как сильно разведенный яд. Концентрация — одна молекула исходного вещества на озеро, то есть попросту вода. Клинические испытания гомеопатических «лекарств» установили: различий между их действием и действием плацебо (вещества, у которого нет никаких лекарственных свойств и эффект которого объясняется исключительно «верой» пациента в его эффективность) нет. Научное сообщество обзывает гомеопатию «великой аферой нашего времени», шарлатанством и мошенничеством, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждает: «Использование гомеопатии не имеет доказательной базы, а в тех случаях, когда применяется в качестве альтернативы основному лечению, оно несет реальную угрозу здоровью и жизни людей».