Первые намерения найти и поднять Титаник появились сразу после катастрофы. Семьи нескольких миллионеров хотели найти тела своих погибших родственников, чтобы должным образом их похоронить, и обсуждали вопрос о подъеме Титаника с одной из фирм, специализировавшихся на подводных спасательных работах. Но в то время технической возможности осуществить подобную операцию не было. Обсуждался также план сбросить на океанское дно заряды динамита, чтобы от взрывов на поверхность поднялись некоторые тела, но и от этих намерений в конце концов отказались.
Позже разрабатывался еще целый ряд безумных проектов подъема Титаника. К примеру, предлагалось заполнить корпус судна пингпонговыми шариками или прикрепить к нему баллоны с гелием, которые поднимут его на поверхность. Существовало и множество других проектов, в основном фантастических. К тому же, прежде чем пытаться поднять Титаник его нужно было сначала найти, а с этим было не все так просто.
Одним из спорных вопросов в истории Титаника долгое время оставались координаты, переданные в эфир вместе с сигналом бедствия. Их определил четвертый помощник капитана Джозеф Боксхолл исходя из координат, которые были рассчитаны за несколько часов до столкновения, скорости и курса судна. Проверять их детально в той обстановке времени не было, да и Карпатия, пришедшая через несколько часов на помощь, успешно вышла к шлюпкам, однако первые сомнения относительно правильности координат возникли уже во время проведения расследования 1912 г. На тот момент вопрос так и остался открытым и, когда в 80-х начались первые серьезные попытки поиска Титаника, исследователи столкнулись с проблемой: Титаника не было ни в указанных координатах, ни рядом с ними. Ситуацию осложняли и местные условия катастрофы — ведь Титаник находился на глубине почти 4 км и для поиска требовалось соответствующее оборудование.
В конце концов удача улыбнулась Роберту Балларду, который шаг за шагом готовился к экспедиции без малого 13 лет. После почти двухмесячных поисков, когда до конца экспедиции оставалось всего 5 дней и Баллард уже начал сомневаться в успехе мероприятия, на мониторе, связанным с видеокамерой на спускаемом глубоководном аппарате, показались какие-то странные тени. Это произошло почти в час ночи 1 сентября 1985 г. Вскоре стало ясно, что это ни что иное, как обломки какого-то судна. Спустя какое-то время был обнаружен один из паровых котлов и сомнений в том, что обломки принадлежат Титанику, не осталось. На следующий день была обнаружена передняя часть корпуса судна. Большой неожиданностью оказалось отсутствие кормы: после расследования 1912 г. официально считалось, что судно затонуло целиком.
Первая экспедиция Балларда дала ответы на многие вопросы и подарила миру ряд современных фотографий Титаника, но многое еще оставалось невыясненным. Спустя год Баллард вновь отправился к Титанику, причем в этой экспедиции уже применялся спускаемый глубоководный аппарат, который мог доставить на океанское дно трех человек. Также имелся и небольшой робот, позволявший проводить исследования внутри судна. Эта экспедиция внесла ясность во многие вопросы, которые оставались открытыми с 1912 г. и после нее Баллард больше не планировал возвращаться к Титанику. Но, что не сделал Баллард, сделали другие и к Титанику вскоре потянулись новые экспедиции. Некоторые из них носили чисто исследовательский характер, некоторые преследовали цель подъема со дна различных предметов, в т.ч. и для продажи с аукционов, чем вызвали множество скандалов о морально-этической стороне вопроса. К Титанику неоднократно спускался и Джеймс Кэмерон; не только для съемок своего фильма 1997 г., но и для исследований с помощью робототехники внутри судна (см. документальный фильм «Призраки бездны: Титаник»), благодаря чему было открыто множество новых фактов о состоянии судна и его когда-то великолепной отделке.
Что касается вопроса подъема Титаника, то после экспедиций Балларда стало очевидно, что эта операция не просто будет архисложной и дорогой; корпус судна давно находится в таком состоянии, что просто рассыплется на части, если не во время подъема, то на поверхности.
Титаник затонул в Атлантике на глубине почти 4 км. Во время погружения под воду судно разломилось на две части, которые сейчас лежат на дне примерно в шестистах метрах друг от друга. Вокруг них разбросано множество обломков и предметов, в т.ч. и довольно таки большой кусочек корпуса Титаника.
Модель носовой части. Нос при падении судна на дно очень хорошо зарылся в ил, что сильно разочаровало первых исследователей, ведь осмотреть место удара об айсберг без специальной техники оказалось невозможно. Рваная дыра в корпусе, которую видно на макете, образовалась от удара об дно.
Панорама носовой части, собранная из нескольких сотен снимков. Справа налево: прямо над кромкой носа торчит лебедка запасного якоря, за ней находится швартовное устройство, сразу за ним открытый люк в трюм №1, от которого расходятся к бортам линии волнореза. На межнадстроечной палубе лежит поваленная мачта, под ней находятся еще два люка в трюмы и лебедки, для работы с грузом. В передней части основной надстройки раньше был капитанский мостик, который развалился во время падения на дно и теперь угадывается теперь лишь по отдельным деталям. За мостиком сохранилась надстройка с каютами офицеров, капитана, радиорубкой и пр., которую пересекает трещина, образовавшаяся на месте деформационного шва. Зияющая дыра в надстройке — место под первую дымовую трубу. Сразу за надстройкой видно еще одну дыру — это колодец, в котором находилась парадная лестница. Левее расположено что-то очень рваное — там была вторая труба.
Нос Титаника. Самый баянный объект подводных фотографий судна. На конце видно петельку, на которую был надет трос, удерживавший мачту.
На фото слева видно возвышающуюся над носом лебедку запасного якоря.
Главный якорь левого борта. Удивительно, как он не улетел вниз при ударе об дно.
Запасной якорь
За запасным якорем находится швартовное устройство
Открытый люк в трюм №1. Крышка улетела в сторону, видимо, при ударе об дно.
На мачте раньше были остатки «вороньего гнезда», где находились впередсмотрящие, но лет десять-двадцать назад они отвалились вниз и теперь о «вороньем гнезде» напоминает только отверстие в мачте, через которое впередсмотрящие попадали на винтовую лестницу. Торчащий хвостик за отверстием — крепление судового колокола.
Борт судна
От капитанского мостика остался лишь один из штурвалов.
Шлюпочная палуба. Надстройка на ней местами либо вырвана с корнями, либо разорвана.
Сохранившаяся часть надстройки в передней части палубы. Внизу справа — вход на парадную лестницу 1-го класса.
Сохранившиеся шлюпбалки, ванна в каюте капитана Смита и остатки пароходного гудка, который был установлен на одной из труб.
На месте парадной лестницы теперь зияет огромный колодец. Никаких следов лестницы не сохранилось.
Лестница в 1912 г.
И тот же ракурс в наше время. Глядя на предыдущее фото как-то с трудом верится, что это одно и тоже место.
За лестницей размещалось несколько лифтов для пассажиров 1-го класса. От них сохранились отдельные элементы. Надпись, изображенная внизу справа, размещалась напротив лифтов и обозначала палубу. Это надпись принадлежала палубе А; бронзовая буква А уже отвалилась, но следы от нее остались.
Холл 1-го класса на палубе D. Это нижняя часть парадной лестницы.
Хотя практически вся деревянная отделка судна давно уже съедена микроорганизмами, здесь отдельные элементы еще сохранились.
Ресторан и холл 1-го класса на палубе D отделяли от внешнего мира большие витражные окна, которые сохранились и до наших дней.
Остатки былой красоты
Снаружи окна угадываются по характерным двойным иллюминаторам
Шикарные люстры так и висят на своих местах уже более 100 лет.
Некогда великолепные интерьеры кают 1-го класса теперь засыпаны мусором и обломками. Местами можно обнаружить сохранившиеся элементы мебели и предметов.
Еще немного деталей. Дверь в ресторан на палубе D и табличка, обозначавшая служебные двери
У кочегаров была своя «парадная лестница». Чтобы не встречаться с пассажирами, из котельных к каютам кочегаров вела отдельная лестница.
По океанскому дну разбросаны сотни предметов, начиная от деталей судна и заканчивая личными вещами пассажиров.
Некоторые пары обуви лежат в весьма характерном положении: для кого-то это место стало могилой.
Кроме личных вещей и предметов по дну разбросаны и крупные детали обшивки, которые также пытались неоднократно поднять на поверхность.
Если нос сохранился в более менее приличном состоянии, то кормовая часть после падения вниз стала бесформенной грудой металла. Правый борт
Левый борт
Корма
На прогулочной палубе 3-го класса с трудом угадываются отдельные детали судна.
Один из трех огромных винтов
После разлома судна на две части на дно высыпались даже паровые котлы.
В точке разлома как раз находилось машинное отделение и теперь эти исполины высотой с трехэтажный дом доступны взору исследователей. Поршневое устройство
Обе паровых машины вместе
Сухой док в Белфасте, в котором выполнялась финальная покраска корпуса судна, существует и поныне в виде музейного экспоната.
А так выглядел бы «Титаник» на фоне самого большого пассажирского лайнера современности «Allure of the Seas», введенного в эксплуатацию в 2010 г.
Сравнение в цифрах:
- Водоизмещение «Allure of the Seas» в 4 раза больше, чем у «Титаника»;
- Длина современного лайнера 360 м (на 100 м больше Титаника);
- Наибольшая ширина 60 м против 28 у «Титаника»;
- Осадка примерно одинаковая (около 10 м);
- Скорость хода также практически одинаковая (22-23 узла);
- Численность команды — 2,1 тыс. человек (на «Титанике» было до 900, многие из которых были кочегарами);
- Пассажировместимость — до 6,4 тыс. человек (на Титанике до 2,5 тыс.).