Небесное погребение звучит по-тибетски как «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.
Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение в котором оно находится в течение 24 часов. В это время лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых. Молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением. Через 3 дня после смерти близкий друг покойного доставляет тело к месту погребения.
«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года.
В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самая большая находится в монастыре Дригунг Тил.
Сначала в долину доставляют тело.
Распаковывают
Привязывают и делают надрезы
Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang)
В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».
Стервятники уже ждут
Люди, которые исполняют ритуал называются рогьяпы.
«Могильщик» точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».
Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле усопшего и уступает его птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.
Они ждут, пока птицы вдоволь насладятся пищей.
Рогьяпа молится во время церемонии погребения
Далее «могильщик» собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка)
И снова скармливаются птицам. Так же возможен вариант сожжения останков.
Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.
Тибетцы считают, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.