Что мы знаем о племенах? Кроме того что в них живут люди которые ходят в набедренных повязках или вовсе без них, ловят добычу копьями и живут в деревянных лачугах? Этих знаний конечно не достаточно, чтобы судить обо всех племенах в целом, но для некоторых из них такое описание действительно подходит. А ещё вам наверняка известно, что некоторые из племён очень агрессивны и не подпускают к себе цивилизованных жителей, которые рискуют жизнью пытаясь приблизиться к ним.
Гроза соседей: масаи
Какими были: С XIX века масаи полностью контролировали саванны Восточной Африки и не шли на компромиссы с колонизаторами. Этот народ привык воевать — не только с европейцами, но и с другими племенами, в первую очередь за скот. Так, масаи настолько изловчились терроризировать соседний народ — кикуйя, что те, опасаясь их набегов, стали строить поселения на вершинах и склонах гор. А в недалеком прошлом строгие масаи запрещали чужакам даже передвигаться по своей территории. При этом на тропах они намеренно помещали невидимые «бомбы» — замаскированные ядра с зарядом пороха, которые разрывались, если на них наступить.
Какими стали: Несмотря на то что масаи — одно из самых известных африканских племен и окружены цивилизацией, они до сих пор чтят свои весьма жестокосердные традиции. Благодаря высокой смертности мужчин, которые постоянно конфликтуют с соседями, у масаи процветает полигамия. Причем невесты котируются исключительно обрезанные — не обрезанную девушку либо не возьмут замуж, либо заплатят за нее очень малый выкуп. Мальчиков, к слову, тоже ждет обряд обрезания — его называют эморат, — причем чрезвычайно болезненного. Для ритуала используются обыкновенные ножи и выделанные шкуры для перевязок. Процедура проводится без анестезии, мальчик при этом должен сохранять спокойствие и молчать.
Нормальные герои: маори
Какими были: Самоназвание этого народа переводится как «обычные», «нормальные». И это правда — любое человеческое общество выстраивает свою систему духовных скреп. Отличительной чертой маори являются моко — татуировки на лице и теле. В прошлом они носили для народа сакральный смысл, а XIX век для Новой Зеландии прошел под знаком охоты за головами. Головы поверженных врагов из соседних племен приносили в свою деревню, тщательно обрабатывали и хранили в качестве трофея. Мало того, нередко поверженных врагов ритуально поедали — маори верили, что так они смогут заполучить силу врага.
Какими стали: Сейчас этнографы говорят о маори как о людях воинственных, отличающихся независимым характером, мужеством и прямотой. Сегодня большинство представителей этого народа не помнят родного языка и пользуются благами цивилизации. Правда, до сих пор делают татуировки — как дань традициям. Процесс нанесения рисунков остается таким же болезненным, как и раньше, занимая порой месяцы. Дело в том, что татуировки наносятся не иглой, а при помощи специального зубила — ухи, являясь, по сути, шрамированием. Ни о какой охоте за головами маори, конечно, давно не помышляют. Напротив, разыскивают по музеям мира скальпы своих родственников, чтобы, наконец, достойно похоронить.
Голову за татуировку: даяки
Какими были: Даяки — это не племя, а общее название аборигенов острова Калимантан (современного Борнео, который относится к трем странам: Малайзии, Индонезии и Брунею). Племен здесь было не менее 200, их языки и культура различались, общим было главное — мужской обряд инициации, существовавший в XIX веке. Превратиться из мальчика в мужчину даяк мог только в случае, если он убьет врага и принесет его голову. За трофей полагалась татуировка в виде звезды над грудью, на шее или на ладони. Чем больше звезд — тем выше место в обществе. Впрочем, во все времена даякам не чужда была и хитрость. Некоторые наносили себе татуировки «незаслуженно». Врага при этом вроде бы и не убивали — достаточно было захватить пленного или даже обменять на какие-нибудь блага, связать, немного потыкать грудь копьем и оставить умирать. Ни о какой схватке на равных, когда у поверженного врага эпично сносят голову, здесь не было и речи: так — что-то вроде и убил, и в то же время не убил.
Какими стали: Охота за головами давно канула в Лету, головы врагов заменяют здесь головами убитых на охоте кабанов, а вот татуировки остались. По ним даяки отличают род занятий друг друга, это и показатель социального статуса, и оберег. Особенно любят наносить рисунки на тело охотники. Их «фирменная» метка: три параллельные полосы от плеч до пупка, либо на бедрах — до поясницы, либо просто на руках. Дело еще и в том, что даяки до сих пор верят, что татуировки помогут им после смерти перейти через священную реку и оказаться в райской Деревне мертвых. У кого татуировок много — пройдет, у кого мало — рискует оказаться в пасти гигантской рыбы Патан.
Сувенир из скальпа: хиваро
Какими были: Вплоть до середины прошлого века хиваро не только отрезали головы своим врагам, но и делали из последних подобие сувенира — тсантсу. В середине прошлого века такую «поделку» можно было купить в племени хиваро за несколько десятков тысяч долларов. Печально, что основной спрос на них при этом создавали европейские коллекционеры.
Изготовление тсантсы — целая наука. На отрезанной голове врага с обратной стороны делался надрез. Кожа аккуратно стягивалась вместе с волосами. Череп выбрасывался — он не представлял никакой ценности, а кожу сшивали лианой, чтобы не потеряла форму, и опускали в кипящую воду, затем скальп остывал. Внутрь засыпался раскаленный песок. Когда кожа под воздействием горячего уменьшалась до размеров кулака, в губы вставляли деревянные палочки, после чего вся голова чернилась древесным углем. Тсантса была готова.
Какими стали: Сегодня изготовлением тсантсы здесь не занимаются. Большая часть хиваро уже прикоснулась к цивилизации, носит одежду и ест картошку фри, но единицы продолжают жить, сохраняя обычаи предков. В охоте за головами они не признаются, но ходят слухи, что тсантсу все еще можно «заказать» за большие деньги. Впрочем, это уже относится к преступной деятельности, а не к повседневной жизни всего народа. Между тем на рынках Эквадора человеческие головы-таки продаются. Есть одно но: все они сделаны из пластмассы и других, отнюдь не «биологических» материалов.